Боли в стопах при сахарном диабете

Коллектив профессионалов международного уровня
Болевой синдром уменьшается уже с первых процедур
Оптимальное соотношение цены и эффективности лечения
Стойкий эффект, низкая вероятность обострения
Современные методы лечения хронической боли
Наша клиника располагается в ГКБ № 64

Дистальная симметричная диабетическая полинейропатия сопровождается болевым синдромом в области голеней и стоп примерно в 20-30% случаев. Боль в стопах и голенях, присутствующая в клинической картине диабетической полинейропатии, значительно снижает качество жизни пациентов. Выделяют спонтанные и вызванные боли в дистальных отделах ног. Спонтанные боли стопах чаще всего бывают жгучими, стреляющими, ноющими, могут быть дергающими, режущими, стягивающими. Часто возникают неприятные ощущения в стопах, такие как покалывание, жжение, ощущение «ползанья мурашек». Также эквивалентом боли являются мышечные судороги в ногах, возникающими в икрах и бедрах. Вызванные боли в стопах представлены повышенной чувствительностью к раздражению кожи при ходьбе, одевании носков и т.д..

В настоящее время в лечении боли при диабетической полинейропатии преобладает медикаментозный метод. Основными препаратами для лечения нейропатического болевого синдрома при диабетической полинейропатии являются: антидепрессанты, противосудорожные препараты, полунаркотические анальгетики и местные анестетики. Недостатком медикаментозного метода лечения является необходимость приема препаратов в течение длительного времени, а также возможные противопоказания и побочные действия.

Для немедикаментозного лечения боли в стопах при диабетической полинейропатии применяются рефлексотерапия, бальнеотерапия, магнитотерапия, чрескожная электронейростимуляция и электростимуляция спинного мозга. Однако эффективность большинства этих методов не подтверждена с позиций доказательной медицины, также для некоторых требуется дорогостоящее оборудование.

Несмотря на развитие фармакологической промышленности, новых медицинских технологий и медицинского оборудования, проблема лечения болевого синдрома при диабетической полинейропатии до сих пор не решена, поэтому разработка новых методов лечения нейропатического болевого синдрома в стопах и голенях при дистальной симметричной диабетической полинейропатии является актуальной.

На кафедре нервных болезней и нейрохирургии Российского университета дружбы народов (РУДН) профессором Соковым Е.Л. разработан и внедрен в клиническую практику принципиально новый метод лечения болевых синдромов – метод внутрикостных блокад. Имеется разрешение на применение новой медицинской технологии «Внутрикостные блокады» ФС № 2008/220 от 22 октября 2008 года.

Внутрикостные блокады применяются в течение более тридцати лет и зарекомендовали себя как безопасный и эффективный метод. Показана высокая эффективность внутрикостных блокад при лечении поясничного, шейного и грудного остеохондроза, заболеваниях суставов, пациентов с вертебро-кардиальным синдромом, тригеминальной невралгией, в лечении болевого синдрома при рассеянном склерозе и при синдроме оперированного позвоночника.

Суть применения метода внутрикостных блокад при лечении проявлений диабетической полинейропатии состоит во введении 8,0 мл 1% раствора лидокаина в губчатое вещество следующих костных образований: внутренняя лодыжка, наружная лодыжка, проксимальный эпифиз большеберцовой кости, головка малоберцовой кости. Места для блокад выбираются в зависимости от клинических проявлений болевой формы диабетической полинейропатии и анатомических особенностей конкретного пациента. Внутрикостные блокады, как правило, выполняются через день. Курс лечения включает от 2 до 6 блокад, по 1-3 блокады в указанные костные образования правой и левой нижней конечности.

Соков
Евгений Леонидович
Руководитель клиники лечения
боли, д.м.н., заведующий каведрой