Лечебная блокада - это современный метод терапии хронической боли. Метод лечебной блокады основан на введении лекарственного вещества непосредственно в патологический очаг. По сравнению с другими методами (медикаментозный, физический, тракционный, массаж и мануальная терапия, иглотерапия, хирургический и некоторые другие), лечебные блокады применяются сравнительно недавно - примерно 140 лет и принципиально отличаются от других методов терапии хронической боли. Подкожные, внутримышечные, фасетные и другие лечебные блокады мягких тканей, окружающих позвонок, улучшают кровообращение не только в тех тканях, в которые вводится лекарственный раствор, но и в позвонках. Однако все паравертебральные лечебные блокады улучшают внутрикостный кровоток незначительно и рефлекторно, и могут компенсировать лишь незначительные расстройства внутрикостного кровообращения.

При медикаментозном методе лекарственные препараты сначала попадают в общий кровоток (где они не так нужны) и только потом, в меньшем количестве - в болезненный очаг. При лечебной блокаде же лекарственные вещества доставляются непосредственно в патологический очаг (где они наиболее необходимы), и только потом в меньшем количестве поступают в общий кровоток. При электронейростимуляции, иглотерапии и других физических методах происходит стимуляция преимущественно быстрых нервных проводников, что рефлекторно и опосредованно тормозит хроническую болевую импульсацию, которая распространяется по медленным проводникам.

При лечебной блокаде же анестетик непосредственно уменьшает повышенную импульсацию преимущественно по медленным проводникам, по которым и распространяется хроническая боль.

При нейрохирургических методах алкоголизации, деструкции и перерезке нервных проводников на различных уровнях, которые являются методами отчаяния и, по существу, свидетельством бессилия консервативной медицины, происходит длительное или постоянное прерывание не только болевой, патологической, но и нормальной импульсации, что приводит к целому ряду побочных явлений и осложнений. При лечебной блокаде же анестетик лишь временно прерывает болевую, патологическую импульсацию, сохраняя другие виды нормальных нервных импульсов. Однако временная, но многократная блокада болевой импульсации из патологического очага позволяет добиться выраженного и продолжительного терапевтического эффекта. В отличие от нейрохирургических методов, лечебные блокады могут применяться многократно, при каждом обострении.

Лечебные блокады снимают на длительное время местное патологическое мышечное напряжение и сосудистый спазм. Они восстанавливают нарушенную трофику местных тканей. Лечебные блокады, прерывая болевую импульсацию из патологического очага, приводят к нормализации рефлекторных взаимоотношений на всех уровнях центральной нервной системы.

Лечебные блокады являются патогенетическим методом терапии клинических проявлений нейроортопедических заболеваний. Наш тридцатилетний опыт применения лечебных блокад, а также крупные статистические исследования в США и других западных странах говорят о том, что лечебные блокады являются одним из наиболее эффективных методов лечения клинических проявлений нейроортопедических заболеваний и, прежде всего, болевого синдрома. Применение же наиболее патогенетических внутрикостных блокад, которые являются приоритетно российскими и не применяются за рубежом, позволяет значительно повысить эффективность комплексной терапии этих заболеваний.

Март - Апрель