Е.Л. Соков, Л.Е. Корнилова, Н.А. Арсюхин, Н.В. Ноздрюхина, А.А. Струценко

ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», кафедра нервных болезней и нейрохирургии, г. Москва, Россия

Резюме: Обоснована эффективность внутрикостных блокад в лечении клинических проявлений остеохондроза позвоночника, тригеминальной невралгии, спондилогенной вертебро-базилярной недостаточности, после нейрохирургических вмешательств на межпозвонковых дисках, при болевом синдроме у больных с рассеянным склерозом.
Актуальность: Боль является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. Однако механизмы хронических болевых синдромов изучены не до конца. Многочисленные методы лечения болевых синдромов недостаточно эффективны.
В западных странах существует разветвленная противоболевая служба. В США работает около 5 тысяч клиник лечения боли. В США около 70% пациентов с болевыми синдромами получают лечебные блокады. Все пациенты, кто идет на операцию по поводу поясничной боли, проходят курс лечения блокадами. Блокадный метод лечения признается пациентами с различными болевыми синдромами и врачами различных специальностей как самый эффективный метод лечения болевых синдромов.
В России существует около 10 клиник лечения боли. Блокадный метод лечения, по нашим данным, применяется менее чем у 10% пациентов, направленных на операцию по поводу поясничной боли. Однако в России, в отличие от западных стран, применяется наиболее эффективный метод лечебных блокад - внутрикостные блокады (ВКБ).
На кафедре нервных болезней и нейрохирургии Российского университета дружбы народов с 1980 года применяются внутрикостные блокады для лечения различных болевых синдромов. Механизмы эффективности ВКБ объясняются остеогенной теорией нейроортопедических заболеваний (Соков Е.Л.,1996 г.).
Цель исследования: подвести итоги более чем тридцатилетнего использования метода внутрикостных блокад в клинике нервных болезней РУДН.
Материалы и методы исследования: За 31 год применения метода внутрикостных блокад нами пролечено более 3000 пациентов, выполнено более 12000 внутрикостных блокад пациентам с самыми различными болевыми синдромами: при клинических проявлениях остеохондроза позвоночника, после операций на позвоночнике, при лечении лицевых и головных болей, вертебрально¬кардиального синдрома, вертебрально-базилярной недостаточности, при болевой диабетической полинейропатии, для лечения болевого синдрома и спастичности при рассеянном склерозе, комплексном регионарном болевом синдроме, при тазовых болях, плексопатиях и невропатиях, ампутационных болях, при постинсультных болевых синдромах и спастичности и др.
В нашей клинике накоплен самый большой опыт в мире применения внутрикостных блокад при различных неврологических заболеваниях.
Суть метода заключается во введении лидокаина в губчатые вещество различных костей скелета. Лидокаин - наиболее безопасный из местных анестетиков при внутривенном введении (внутрикостное введение - аналог внутривенного). В асептических условиях, после предварительной обработки манипуляционного поля и анестезии мягких тканей, спинальная игла с мандреном вводится в кость. После извлечения мандрена проводится аспирационная проба с забором крови из губчатого вещества кости (аутогемотерапия), с последующим введением этой крови в смеси с раствором лидокаина и дексаметазона в губчатое вещество кости. На место блокады наклеивается асептическая повязка.
Результаты: В рамках данного инновационного, приоритетно российского направления медицины опубликовано более 200 печатных работ, 10 монографий и учебно-методических пособий, защищено 3 докторских и 8 кандидатских диссертаций, получено 5 патентов на изобретения, получено разрешение Федеральный службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на применение новой медицинской технологии - "Внутрикостные блокады" (ФС 2008/220 от 22.10.2008 года). С 2003 года функционирует неврологическое отделение (41 отделение  ГКБ им. В.В. Виноградова г. Москвы), специализирующееся на лечении неврологических болевых синдромов методом внутрикостных блокад.
После проведения курса лечения у абсолютного большинства пациентов болевой синдром уменьшался в несколько раз. У пациентов с остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника отмечалось значительное уменьшение симптомов натяжения, или же их полный регресс. Наблюдалось уменьшение степени выраженности парезов разгибателей пальцев стоп и сгибателей пальцев стоп. Отмечалось нарастание амплитуды сниженных или же отсутствующих сухожильных рефлексов. Была показана большая эффективность внутрикостных блокад по сравнению с паравертебральными блокадами при лечении клинических проявлений остеохондроза.
Доказана эффективность внутрикостных блокад у пациентов с вертебро-кардиальным синдромом в сочетании с ИБС. При использовании этого метода лечения отмечалось достоверное уменьшение приступов сердечных болей, отмечалась положительная динамика на ЭКГ.
Была продемонстрирована высокая эффективность и безопасность внутрикостного метода у пациентов с тригеминальной невралгией, болевой синдром регрессировал у пациентов в подавляющем большинстве случаев.
Показана эффективность внутрикостных блокад у пациентов с болевым синдромом при рассеянном склерозе. Отмечался регресс болевого синдрома, уменьшение выраженности атаксии, спастичности и чувствительных расстройств, исчезновение клонусов (при наличии), стабилизация личностно-эмоциональной сферы. При этом отмечалась стойкость результатов лечения. Обнаружено, что у 45% пациентов даже спустя 6 месяцев после курса внутрикостных блокад наблюдалось сохранение эффекта.
Нами продемонстрирована эффективность внутрикостных блокад при лечении клинических проявлений шейного остеохондроза и спондилогенной вертебро-базилярной недостаточности. У пациентов, которым выполнялись внутрикостные блокады, отмечалось значительное уменьшение интенсивности болевого синдрома по сравнению с пациентами, которым выполнялись паравертебральные блокады. Также отмечалось увеличение показателей кровотока по позвоночным артериям, в большей степени выраженное при лечении внутрикостными блокадами. Это позволило говорить о большей эффективности внутрикостных блокад по сравнению с паравертебральными при лечении спондилогенной вертебро-базилярной недостаточности.
Показано, что у пациентов с рецидивами клинических проявлений поясничного остеохондроза после нейрохирургических вмешательств на межпозвонковых дисках применение внутрикостных блокад приводит к уменьшению болевого синдрома в среднем 50% от исходного уровня, а также отмечается значимое улучшение электронейромиографических показателей. Применение внутрикостных блокад у пациентов без оперативных вмешательств на позвоночнике, но имеющих показания к ним, позволило 95% избежать операции.
В настоящее время нами проводятся исследования по эффективности применения внутрикостных блокад при шейных радикулопатиях, болевой диабетической полинейропатии, а также исследование по фармакоэкономическим аспектам применения внутрикостных блокад. Показано, что применение нашего метода при шейных радикулопатиях приводит не только к регрессу болевого синдрома, но и уменьшению выраженности неврологических расстройств. Применение внутрикостных блокад при болевой диабетической полинейропатии приводит к выраженному регрессу болевого синдрома, а также к уменьшению объективной неврологической симптоматики.
Осложнений от применения внутрикостных блокад не было. Ни у одного пациента не было отмечено случая возникновения остеомиелита.
Выводы: внутрикостные блокады являются высокоэффективным и безопасным методом в лечении болевых синдромов различного генеза. Широкое внедрение их в клиническую практику позволит значительно улучшить качество жизни многих пациентов.

Апрель - Май