Е.Л.Соков, Р.В.Клепиков

Кафедра нервных болезней и нейрохирургии Российского университета дружбы народов

Тригеминальная невралгия - актуальная проблема неврологии. Имеется большое количество работ, посвященных патогенезу заболевания, разработано множество методов лечения, однако проблема тригеминальной невралгии остается нерешенной. Недостаточная эффективность предлагаемых методов лечения обусловлена отсутствием четкого понимания патогенеза тригеминальной невралгии.

Некоторые авторы (1, 5) и ранее обращали внимание на взаимосвязь тройничного нерва и костной ткани, но влияние функционального состояния костной структуры было изучено недостаточно.

На кафедрах нервных болезней и патологической физиологии Российского Университета дружбы народов впервые проведены экспериментальные и клинические исследования, которые доказали важную роль внутрикостных рецепторов в патогенезе ряда заболеваний, таких как: остеохондроз позвоночника, артроз суставов, вертебро-висцеральных синдромов. В условиях дистрофических изменений в кости происходит повышение внутрикостного давления, приводящее к перераздражению внутрикостных рецепторов, которые являются преимущественно медленнопроводящими, что облегчает афферентацию на сегментарном уровне и приводит к формированию локального болевого синдрома (4, 6, 7). Остеогенная концепция нейроортопедических заболеваний была убедительно подтверждена высокой терапевтической эффективностью внутрикостных блокад при неврологических проявлениях поясничного остеохондроза. Исходя из данной концепции, было высказано предположение, что внутрикостные рецепторы могут принимать участие в формировании тригеминальной невралгии, а в клинике было предложено использовать внутрикостные блокады для лечения тригеминальной невралгии.

Целью нашей работы явилось исследование эффективности внутрикостных блокад в лечении тригеминальной невралгии.

Под нашим наблюдением находилось 30 человек с тригеминальной невралгией. Среди них преобладали пациенты старше 60 лет (25 человек - 83,3%); женщин было 22 (73%), мужчин - 8 (27%). Правосторонняя локализация болей отмечалась у 11 человек (36,6 %), левосторонняя - у 19 (63,3%). Длительность заболевания составила: до 1 года - 6 человек (20%), от 1 до 5 лет - 5 человек (16,6%), 6 - 10 лет - 3 (10%), 10 - 20 лет - 9(30%) и свыше 20 лет -7 человек (23,3%). Таким образом, у 53% пациентов длительность заболевания была больше 10 лет. Все пациенты поступили на лечение в нашу клинику в стадии обострения, длительность которого у большинства была от 6 месяцев до 1 года. Нейрохирургическим вмешательствам (преимущественно алкоголизация) ранее подвергались 9 человек (30%).

Всем больным проводились внутрикостные блокады в наиболее болезненные зоны скуловой кости или нижней челюсти. Курс лечения составил 3-5 блокад через 2-7 дней, следующим раствором - лидокаин 1% - 2 мл, дексаметазон 1 мг, аутокровь 0,5 мл (в качестве пролонгатора). Помимо блокад проводилась традиционная терапия, включавшая прием препаратов: карбамазепин, амитриптилин, феназепам, циннаризин), инъекции (никотиновая кислота, витамины группы В) и внутривенные инфузии эуфиллина. Применялись также физиотерапевтические методы: магнитотерапия, фонофорез с новокаином. Общий курс лечения составлял 2-3 недели.

Для качественной и количественной оценки болевого синдрома использовали визуально-аналоговую шкалу (ВАШ) и русский вариант Мак-Гилловского опросника (3). Болевой синдром оценивали при поступлении, после окончания курса лечения и через 6 месяцев после выписки из стационара.

В зависимости от эффективности проведенного лечения пациенты были разделены на четыре группы:

1 группа - значительное улучшение: полное прекращение болевых пароксизмов, исчезновение курковых зон, отсутствие межприступной боли.

2 группа - улучшение: редкие болевые пароксизмы, возникающие на провоцирующие факторы (жевание твердой пищи, чистка зубов, интенсивная стимуляция курковых зон); уменьшение болевого синдрома по ВАШ на 50% и более; уменьшение площади распространения болевого синдрома; уменьшение количества курковых зон и их активности (приступ возникает на 4-5 стимул); отсутствие межприступной боли.

3 группа - незначительное улучшение: уменьшение числа болевых пароксизмов на 50%, интенсивности болевого синдрома по ВАШ - до 50%; наличие межприступной боли, незначительное снижение количества курковых зон и их активности.

4 группа - отсутствие эффекта от проводимой терапии.

Увеличение болевого синдрома в результате проводимой терапии мы не наблюдали.

Результаты лечения представлены в табл.

Эффективность лечения тригеминальной невралгии с применением внутрикостных блокад

Группа

После лечения внутрикостными блокадами

Через 6 месяцев после лечения

1 гр.

11

14

2 гр.

10

5

3 гр.

4

6

4 гр.

5

После окончания курса лечения с применением внутрикостных блокад положительный эффект (1 и 2 группы) был достигнут у 21 (70 %) пациента. Следует отметить, что в этой группе наиболее выраженный терапевтический эффект наблюдался у пациентов моложе 65 лет, длительностью заболевания менее 5 лет и длительностью настоящего обострения до 3 месяцев, с минимально выраженными признаками невропатии или без таковых.

Отсутствие терапевтического эффекта наблюдалось у 5 пациентов, незначительное улучшение - у 4. В этой группе преобладали пациенты старше 75 лет, длительностью заболевания более 20 лет, продолжительностью настоящего обострения до 1 года и более; 4 пациентам ранее в других лечебных учреждениях проводилась алкоголизация ветвей тройничного нерва, а 2-м - деструкция тригеминального узла. За 6 месяцев после курса лечения некоторые пациенты отмечали постепенное уменьшение болевого синдрома, что позволяло им снижать дозу финлепсина, а некоторым отказаться от его приема.

Таким образом, внутрикостные блокады показали высокую эффективность при лечении тригеминальных невралгий. Применение внутрикостных блокад приводит к стойкому значительному уменьшению или полному регрессу тригеминальной невралгии у большинства пациентов.

Такая высокая эффективность внутрикостных блокад подтверждает важную роль внутрикостных рецепторов в патогенезе тригеминальной невралгии. С этих позиций, внутрикостные блокады можно рассматривать как патогенетический метод лечения тригеминальной невралгии. Лечебный эффект внутрикостных блокад, по-видимому, заключается в следующем.

Введением в губчатую ткань анестетика осуществляется блокада перераздраженных в условиях повышенного внутрикостного давления медленнопроводящих рецепторов. Уменьшение импульсации по медленным волокнам снимает их облегчающее влияние на сегментарный рефлекторный аппарат, приводит к нормализации модулирующих взаимоотношений между медленно- и быстро проводящими волокнами и уменьшению надсегментарного афферентного потока (6). Очевидно, уменьшение афферентного входа на уровне "воротного контроля боли" (8), способствует "разрушению" гиперреактивной структуры и прерывает формирование генератора патологического очага возбуждения (2).

Кроме того, при проведении внутрикостной блокады, по существу, производится декомпрессивная трепанация кортикального слоя губчатой кости, что, на время зарастания раневого канала (4-6 недель), приводит к нормализации внутрикостного давления и, соответственно, нормальной афферентации от внутрикостных рецепторов, а также стимулированию региональных механизмов репаративной регенерации.

Литература

1. Карлов В. А., Савицкая О. Н. , Вишнякова М. А. Невралгия тройничного нерва. - М.: Медицина 1980. -151 с.
  2. Крыжановский Г. Н. К патогенезу центральных синдромов боли и зуда. - Журн. неврапатол. и психиатр., 1976 вып.7, с. 1090-1099.
  3. Кузьменко В. В., Фокин В. А., Соков Е. Л. Психологические методы количественной оценки боли. Советская медицина. -1986.-N10.-С. 44-48.
  4. Соков Е. Л. Внутримышечные и внутрикостные блокады в комплексном лечении неврологических проявлений поясничного остеохондроза. Журн. неврапатол. и психиатр. 1988 вып. 4, с. 57-61.
  5. Шашаев Н. П., Попов Н. Г., Мухоедова С. Н. Остеопороз костной ткани челюсти при невралгии тройничного нерва. Клинико-морфологические данные. - В кн.: Сборник трудов врачей Юго-Восточной железной дороги. - Воронеж: 1971, вып. 1, с. 137-143.
  6. Шевелев О. А. Соков Е. Л. Особенности модуляции афферентных реакций при стимуляции внутрикостных рецепторов. Бюл. экспер. и клинич. медицины. -1993. - N5. - С. 587 - 589.
  7. Sokov Y. L. Intraborn and Intramuscular Blocks in Treatment of Low Back Pain. - Pain, Supplement 5, 1990
  8. Wall. P. D. Alterations in the Central Nevous System after deafferentation : connectivity control. - Advaces in Pain Reseach and Therapy; - NY. 1983, vol. 5, p. 677 - 689

Март - Апрель